В 2017 году во время бурного роста всех криптовалют и рынка ICO в частности многие инвесторы и трейдеры заработали большие капиталы, а некоторые из них стали известными лидерами мнений в сообществе. Одним из таких считается Ян Балина, который имел особенный подход к инвестированию в ICO-проекты. Он не просто выбирал разрекламированный токен и покупал, Ян изучал возможности команды, проверял наличие рабочего прототипа, уровень консультантов и так далее. Своими мыслями он делился со всеми, а также выкладывал критерии, по которым оценивает стартапы. Когда в 2017 году начал расти весь крипторынок, Яну удавалось не просто зарабатывать, он получал прибыль даже выше среднерыночной.
Влияние Балины увеличивалось вместе с увеличением ажиотажа вокруг нового класса цифровых активов. Количество его подписчиков в социальных сетях Twitter, Instagram, Telegram росло и доходило до нескольких сотен тысяч, а инвестиционный портфель в январе 2018 оценивался в $5,36 млн, хотя еще в мае составлял $37 000. Многие перед инвестированием в какой-то проект сначала ждали одобрения Яна, иногда доходило до того, что значимость его мнения была выше, чем фактическое качество проекта.
Как многие знают, в 2018 году рынок изменился, началась длительная фаза даунтренда, которая длится до сих пор. Пузырь начал постепенно сдуваться, проекты демонстрировали плохие результаты, а хайп, маркетинг и поддержка Балины больше не гарантировали успех. Его портфель сдулся еще быстрее, чем рос — на $3 млн всего за 2 месяца.
Однако эти неудачи были только началом. В апреле во время прямого эфира у Балины украли все его криптоактивы на сумму $2,5 млн. Хотя он был авторитетом для многих криптоинвесторов и хорошо разбирался в технологии, к безопасности собственных средств относился не так хорошо, как к инвестированию. Для хранения приватных ключей использовался аккаунт в Evernote, который хакерами был взломан с помощью фишинговой атаки на его старый email-адрес.
Как итог, Балина потерял все заработанные на ICO деньги, однако не стал отчаиваться и вместе с тремя партнерами открыл консалтинговую фирму в сфере блокчейна 100X Advisors. «Я понимал, что мне нужно каким-то образом вернуть утерянные средства, однако я не мог прибегнуть к привычному способу заработка — инвестированию. Нам следовало выстроить реальный бизнес, нам следовало думать как бизнес – обзавестись корпоративными спонсорами и партнерами», — отметил в одном из видео Балина.
Впоследствии он начал заниматься поиском инвесторов, которые могли бы использовать его навыки создания контента в личных целях. Ему удалось связаться с несколькими биржами, а с одной из них даже начал сотрудничать. В документе за первую половину 2018 года указаны условия соглашения:
Как можно заметить, за выпуск видео он просит $250 000, а за посещение мероприятия командой 100X Advisors $75 000. Кроме прочего, партнерская биржа должна была сделать все проекты Яна Балины доступными для торговли на своей площадке. Источник, который поделился данным документом, отметил, что биржа отказалась от сотрудничества из-за собственной политики листинга.
В августе прошлого года Балине удалось заключить соглашение с биржей KuCoin. Его основные обязанности в рамках данного союза – поиск перспективных блокчейн-проектов и донесение их до биржи раньше, чем они станут доступны для кого-то еще. Также в рамках сделки Балина должен продвигать биржу в своих аккаунтах в социальных сетях, а также получать деньги за создание контента и участие в «Мировом крипто-туре».
Тем временем, представители KuCoin отметили, что сотрудничают с Балиной на условиях, которые отличаются от указанных в документе выше. «Мы подписали соглашение о неразглашении и договорились независимо и объективно рассматривать проекты, а также лично принимать решение о листинге какого-либо проекта. Мы не гарантируем, что посланный нам токен будет одобрен и добавлен на торговую платформу, — сообщила биржа. – Балина рекомендовал нам несколько проектов, но львиная доля из них не были одобрены».
На сайте Балины, а также в заявлении KuCoin указано, что половину денежных выплат Ян получает в американских долларах, а половину – в токенах KuCoin Shares (KCS).
Представитель Балины подтвердил информацию по поводу того, что предложенные их компанией проекты не обладают привилегиями автоматического листинга, а также отказался озвучить условия, на которых они хотели сотрудничать с другими крипто-биржами до соглашения с KuCoin.