Команда проекта РейтингРейтингов заинтересовалась стоимостью проведения ICO и решила опросить русскоязычных разработчиков. Анкеты с опросом были отправлены командам, которые занимаются различными блокчейн разработками. Приоритет ставился на те компании, в которых больше штатных программистов.
Всего в опросе приняло участие около 60 компаний, на основе которых создался шорт-лист.
Результаты
1 238 462р – средняя стоимость одного проекта;
100 000р – минимальная сумма, которая потребовалась для разработки ICO;
3 300 000р – максимально затраченная сумма.
Цифры указаны не только за создание лендинга и закрузки смарт-контракта. Успешное ICO включает в себя несколько ветвей развития. В первую очередь стоит оценить целевую аудиторию, суметь грамотно токенизировать бизнес, полностью погрузиться в проект, провести сторонний аудит, тестирование. Сюда также включена анатилика, разработка, дизайн. Все это занимает минимум несколько месяцев, а почасовая зарплата одного блокчейн-программиста начинается от 3 000 рублей.
«Стоимость ICO меньше 1 миллиона рублей скорее плохой знак, нежели преимущество проекта» — отметил Вадим Мерзликин, руководитель РейтингаРейтингов.
Но это цифры, которые присущи русскоязычным проектам, зарубежные стоят намного дороже. В белом листе часто указывают цифры от $100 тысяч и до $1.5 миллиона. Но аналитики утверждают, что указанные данные часто завышаются. Рационально будет высчитывать от приведенных цифр около 70% — это и есть реальная цена ICO.
«Чем дальше проект от чистой блокчейн инфраструктуры, тем сложнее привлечь деньги, а из-за этого он дороже» — рассказал управляющий партнер хедж-фонда ICOShark и основатель TopFace Дмитрий Филатов.
Львиная доля средств уходит на рекламу ICO, но не всегда. В пример можно взять проект Civic, который за лето 2017 смог собрать $33 миллиона.
«В чем секрет такого успеха? В хорошем продукте? Возможно, но продукт играет не главную роль. Важно зажечь толпу. Если удастся это грамотно сделать, то и не будет необходимости тратить на рекламу сотни тысяч долларов» — считает профессиональный трейдер Иван Коваль-Зайцев.
Как распределяется бюджет привлеченных средств?
«Белую бумагу можно написать бесплатно, как и перевести на необходимые языки. Обязательно нужно пользоваться услугами юристов — 5-10%, roadshow и конференции занимают порядка 30%, выход на инвесторов еще 10%. Остальная часть средств уходит на маркетинг»- именно так распределяется капитал, считает Сергей Рябов.
Прием платежей также организовать не так уж легко, на это уходит порядка $50-100 тысяч. Эта сумма учитывает и техническую сторону, и создание специальной платформы.
Цены на проведение ICO растут с геометрической прогрессией и вряд ли будут уменьшатся. Это связано с высокой конкуренцией на рынке. За сентябрь 2017 года только было создано 37 стартапов и привлечено $850 миллионов.